Вся психология в одном университете

Выступления спикеров МГППУ в информационном поле

СМИ о нас

СМИ о нас выступления МГППУ в мае

Российские родители дошкольников часто используют настольные игры для организации отдыха детей, а цифровые - для поощрения и коррекции поведения, в том числе, "чтобы ребенок вел себя тихо". Такие выводы сделали специалисты Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ), которые опросили более 550 мам и пап, сообщили ТАСС в пресс-службе вуза.

"Нам было интересно также рассмотреть вопрос о включенности родителей в процесс в настольных и цифровых играх. В отличие от настольных игр, в которых родители чаще всего принимают непосредственное участие, в цифровых приложениях дети, как правило, играют самостоятельно или под присмотром родителей", - пояснила научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ Юлия Токарчук, добавив, что, в отличие от цифровых игр, настольные - в большей степени предполагают совместную игру, которая способствует развитию навыков сотрудничества и взаимодействия.


Марина Егорова, кандидат педагогических наук, профессор кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» МГППУ, объяснила в беседе с RT, как правильно обсуждать с детьми тему Великой Отечественной войны и исторической памяти.


Стресс, внутренний конфликт и непрожитые эмоции могут стать причиной обострения различных заболеваний — язвы желудка, псориаза, артериальной гипертензии. Тогда в лечении этих проблем понадобится помощь психолога. Можно ли психосоматические болезни вылечить гипнозом, работают ли таблицы соотношения заболеваний и психологических проблем и почему люди могут ощущать симптомы несуществующих заболеваний — рассказала «Газете.Ru» психолог, заведующая кафедрой специальной психологии и реабилитологии факультета «Клиническая и специальная психология» МГППУ Юлия Куртанова.


Naked-science.ru: «Исследования психологической удовлетворенности сотрудников организаций на сегодняшний день очень важны, так как от этого напрямую зависит эффективность их работы, – отмечает Никита Кочетков, доцент кафедры теоретических основ социальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ). – Если руководители будут подталкивать своих подчиненных к тому, чтобы они работали «на износ», то это может дать краткосрочное увеличение прибыли, но приведет в дальнейшем к ее спаду.

Коллективное принятие решений, участие работника в жизни организации, равноправие сотрудников – подобные меры в большинстве случаев смогут привести к удовлетворению базовых потребностей субъектов рабочей деятельности, что в итоге положительно скажется на функционировании всей компании».


Иногда люди начинают ощущать симптомы болезней, которых у них нет. Это явление называется синдромом студента медика – на третьем курсе студенты начинают изучать различные заболевания и тут же находят у себя их симптомы. Это происходит из-за чрезмерного внимания к своему телу, рассказала «Газете.Ru» психолог, заведующая кафедрой специальной психологии и реабилитологии факультета «Клиническая и специальная психология» МГППУ Юлия Куртанова.


Учёные установили, что между рационом человека и его когнитивными способностями есть связь. Правильное питание ассоциировано с лучшим состоянием нервной системы и мозга, а увлечение фастфудом приведёт к снижению умственной активности. При этом питание только один из факторов, влияющих на состояние мозга. Так, ему очень вредит монотонность, выполнение изо дня в день одинаковых задач — в этом случае незадействованные нейронные цепочки просто отмирают. Об этом в интервью RT рассказала научный сотрудник Центра нейрокогнитивных исследований МГППУ Вера Третьякова. Однако компенсировать такие вредные воздействия и сохранить мозг надолго в работоспособном состоянии можно. Для этого нужно выполнять ряд правил, объяснила специалист. Третьякова рассказала о методиках биохакинга мозга, которые обеспечивают поддержание не только когнитивных функций, но и в целом хорошего состояния организма.


Наиболее подвержены психосоматическим заболеваниям те люди, психика которых не может самостоятельно справиться с эмоциями и психотравмами, рассказала «Газете.Ru» психолог, заведующая кафедрой специальной психологии и реабилитологии факультета «Клиническая и специальная психология» МГППУ Юлия Куртанова.


Naked-science.ru: «В ходе исследования мы анализировали состояние учеников в регионе с высокой степенью вовлеченности в последствия боевых действий. Мы сравнили свои данные с результатами похожих исследований за границей, – рассказывает Ольга Ульянина, доктор психологических наук, доцент, руководитель Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования РФ МГППУ. – Оказалось, что некоторые подростки, живущие в районах, где идут военные конфликты или уже сталкивавшиеся с их последствиями, имеют проблемы с приспособлением к жизни и чувствуют себя плохо в физическом, умственном, эмоциональном, общении и поведении плане. Эти дети находятся в группе риска и им нужна дополнительная проверка и помощь психологов».


Газета.ру: В интернете можно найти специальные таблицы соотношения различных заболеваний с психологическими проблемами. Например, если у вас гастрит, значит вы испытываете трудности в отношениях с матерью. По словам психолога, заведующей кафедрой специальной психологии и реабилитологии факультета «Клиническая и специальная психология» МГППУ Юлии Куртановой, не стоит относится к таким таблицам серьезно.


Растим детей: «Созданная нами шкала оценки навыков коммуникации предназначена для диагностики детей в возрасте от 3 до 13 лет и включает три модуля: базовые коммуникативные навыки, обмен информацией и просоциальные навыки. Она представляет собой инструмент, оценивающий как степень выраженности, так и индивидуальную специфику нарушений. Ее использование поможет специалистам и родителям лучше понять причины проблем, возникающих при общении с детьми с расстройствами аутического спектра, и найти подходы к их преодолению», — рассказала ведущий научный сотрудник научной лаборатории Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ Елизавета Давыдова.


Существует множество теорий, объясняющих психологические причины возникновения заболеваний. Одна из самых значимых, как рассказала «Газете.Ru» психолог, заведующая кафедрой специальной психологии и реабилитологии факультета «Клиническая и специальная психология» МГППУ Юлия Куртанова, это теория стресса Ганса Селье. Согласно ей длительный стресс влияет на возникновение соматических расстройств.


Растим детей: Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов в жизни человека. Во время интенсивного взросления, физических, социальных и личностных изменений особенно высок риск развития депрессивных состояний. По данным ВОЗ, депрессия выявляется у 1,1% подростков в возрасте 10–14 лет и у 2,8% подростков в возрасте 15–19 лет, при этом до 12,5% подростков 12–17 лет испытывали серьезный депрессивный эпизод в течение года. Как родителям распознать первые признаки депрессии у детей и как справиться с ней? Всегда ли необходима помощь специалиста? В этих вопросах помогает разобраться кандидат психологических наук Елена Шепелева, старший научный сотрудник сектора «Центр когнитивных исследований цифровой образовательной среды» ЦМИСД МГППУ.


«Первое, что привлекает внимание при рассмотрении результатов – почти половина детей, которые могут понимать эмоции других людей и помогать им, не показывают эти способности, когда рядом есть взрослый. Это противоположно тому, что думали раньше – дети не всегда используют свои знания о правильном поведении в реальной ситуации, даже если они с радостью говорят об этом со взрослым», – рассказала «Газете.Ru» старший преподаватель факультета «Психология образования» МГППУ Валентина Масалова.


Naked-science.ru: Исследователи из МГППУ, изучая вопрос понимания дошкольниками эмоциональных состояний другого человека, узнали, что большинство детей начинают ориентироваться на них только в возрасте пяти лет, но еще не используют внешние проявления эмоций другого, чтобы понять смысл происходящего. Только к концу дошкольного возраста некоторые дети начинают определять смысл происходящего на основе эмоций других людей.

«Второе, что мы замечаем при анализе результатов, это то, что дети шестого года жизни, которые имели опыт работы с заместителями эмоций (это вторая экспериментальная группа), лучше умеют учитывать эмоциональное состояние других, чем дети, которые имели только опыт ознакомления с эмоциями, – рассказывает Елена Ягловская, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета «Психология образования» МГППУ. – Но это не значит, что традиционные способы развития эмоций у детей не нужны. Просто возникает вопрос, насколько они подходят для разных возрастов детей».


Газета.ру: Юлия Токарчук, психолог, научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ:

— Приобщать детей к выполнению домашних обязанностей можно с раннего возраста. Поначалу этот процесс потребует от родителей немало терпения, потому что ребенок будет сталкиваться с трудностями даже при выполнении самых простых заданий. Однако разбитая чашка, пролитая вода и другие мелкие неприятности не должны быть помехой в становлении самостоятельности ребенка — родителям следует быть к этому готовыми.


Рождение второго ребенка — всегда радостное событие. Оно меняет жизнь всех членов семьи. Вопрос о том, как помочь старшему ребенку принять младшего братика или сестренку, часто волнует родителей. Ведь им искренне хочется, чтобы у детей между собой сложились самые теплые и дружеские отношения. Ольга Саломатова, младший научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ, на портале "Растим детей" дает девять подробных рекомендаций родителям, как подготовить старшего ребенка к появлению младшего.


Naked-science.ru: Согласно опросу, российские родители часто используют цифровые приложения в качестве средства контроля за поведением дошкольников, а еще в качестве метода поощрения. В опросе психологов МГППУ, посвященному использованию настольных и цифровых игр, приняли участие 556 родителей детей от трех до семи лет.

«Кроме того, нам было интересно рассмотреть вопрос о включенности родителей в игровой процесс в настольных и цифровых играх, – рассказывает научный сотрудник ЦМИСД МГППУ Юлия Токарчук, – Мы отметили, что в отличие от настольных игр, в которых родители чаще всего принимают непосредственное участие, в цифровые приложения дети чаще всего играют самостоятельно или под присмотром родителей. То есть здесь мы можем говорить о разных стратегиях организации цифровых и настольных игр».


Источники: Отдел по информационной политике и связям с общественностью (Пресс-служба МГППУ), Факультет "Психология образования", Факультет "Клиническая и специальная психология", Факультет "Социальная психология", Центр междисциплинарных исследований современного детства, Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, Научно-образовательный центр нейрокогнитивных исследований (МЭГ-центр)